Немного из истории...

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Натальинская средняя школа"

??????.???????
Ответственный за ведение сайта Ивлева О.В.

Немного из истории...

 

        В дремучем крае «Великой тьмы» на правобережной стороне реки Тёша появляется поселение Натальино, а на побережье другой речки, под названием Серёжа, возникают другие деревни: Пустынь, Горицы, Салавирь… Все они Губернской реформой Петра будут включены в Пустынскую волость Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Центром будет определена Пустынь. Здесь же в 18 веке построят и освятят деревянную церковь Успения.

                         Вся территория Пустынской волости с её богатствами являлась вотчиной влиятельных и могущественных князей Шереметьевых, которые не барщиной, а оброком держали в своём подчинении крепостной народ. Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, а Земская реформа 1864 года способствовала совершенствованию местного самоуправления. Земства были обеспокоены безграмотностью народа. Сельских школ до 1861 года было ничтожно мало. В 80-90 годы 19 века земства увеличили расходы на образование, что способствовало открытию земских школ начального образования. Всего по России было открыто 12 тысяч школ, и Пустынская волость вошла в это число .К концу 19 века здесь откроется 5 школ с общей численностью 32 ученика. В последующие годы начала 20 века начнётся значительный рост учащихся, молодёжь потянется к образованию, и дело обучения возьмут на себя священнослужители церковного прихода села. К концу 20 века вопрос о строительстве школы в с.Натальино решён: Земская управа и благородное меценатство графини Уваровой дали селу к 1902 году начальную церковно-приходскую школу. Эта дата и есть начало Натальинской школы.

            Какая же она, наша первая школа? Это было одноэтажное деревянное здание общей площадью 225 кв.м., состоящее из двух классных комнат и трёх служебных. Знания за начальную школу были прочными. За нарушения школьной дисциплины детей строго наказывали. За неуспеваемость, невыполнение домашней работы обязательно оставляли каждый раз после уроков. Всякий раз о проступках детей сообщали родителям, а это всегда заканчивалось серьёзным наказанием. Дети очень боялись жалоб учителя на нерадивого ученика. Добросовестная учёба, примерное поведение отмечалось поощрениями, грамотами и подарками, которые вручала сама благодетельница школы графиня Уварова П.С. Это имя навсегда связано с духовной жизнью нашего села. Память о её благодарном деле односельчане хранят до сей поры.

Какие мотивы побуждали графиню на столь щедрое меценатство? Что это был за человек?

             Прасковья Сергеевна Уварова родилась в семье знатного рода князей Щербатовых в 1840 году, получила прекрасное домашнее образование. Её учителями был профессор Буслаев Ф.И., композитор Рубинштейн Н.Г., художник Саврасов А.К. Десятилетнюю Пашу Щербатову судьба свела с Л.Н.Толстым. Именно она стала прообразом Кати Щербацкой в романе «Анна Каренина». В неполных 19 лет Прасковья Щербатова вышла замуж за А.С.Уварова, сына Президента Петербургской Академии наук графа С.С.Уварова, получившего также прекрасное образование и открывавшего ему блестящую карьеру дипломата, но он отказался от неё и посвятил свою жизнь изучению отечественных древностей Руси. Во время археологических раскопок, заграничных путешествий А.С.Уваров собрал богатую коллекцию русских древностей. В 1884 году он скончался, оставив все свои ценности жене, которая все годы совместной жизни была его ближайшим другом и сподвижником по Московскому археологическому обществу. Село Карачарово, родовое имение Уваровых, стало хранилищем всех ценностей, собранных Уваровыми. Здесь была старинная мебель, фамильная картинная галерея и много других ценных вещей. Все эти реликвии были украшением прекрасного особняка на берегу Оки. Жизнь Уваровых  показывает их благородные цели служения науке, культуре.

             На исходе 20 века в селе не осталось живых свидетелей, которые в начале века были первыми учениками. Их имена помогли вспомнить другие. Интересно, что среди фамилий учеников нет ни одной женской. И это легко понять. В России даже в начале 20 века сохранялось понятие: «Бабья дорога от печки до порога».

                          1917 год определил иное место школы. Советская власть отделила церковь от школы, было введено обязательное начальное образование для молодёжи, началась ликвидация безграмотности среди взрослого населения. Наиболее активными проводниками культурной революции были учителя и  комсомольцы. За 12-15 лет был осуществлён начальный всеобуч и ликбез.

               В начале 30-х годов советское государство определяет новый этап в народном образовании: переход к семилетнему всеобучу. Школьная структура определялась на три звена: начальная школа – 4 класса, семилетка – 3 класса, средняя школа – 3 класса. В 1932 году этот процесс прошёл и по нашей округе. В Натальине открыли семилетку (их тогда называли школами колхозной молодёжи). Количество учеников возросло до 280 человек. Новый этап школьного образования требовал роста и расширения базы обучения, новых кадров учителей. И решение было найдено. В селе стояло недостроенное кирпичное здание церкви. Здесь и открыли сразу два объекта: внизу – клуб, а наверху – школу, хотя этого было недостаточно. Тогда недостающие классные комнаты компенсировали за счёт аренды частных домов. Педколлектив в это время возглавляет Дроздов Борис Всеволодович.

               Детская память многое хранит долгие годы, и благодаря этим воспоминаниям мы сейчас с интересом узнаём, как жили и учились наши сверстники. Шишкин Павел Васильевич (1921 года рождения) детально рассказывает о  жизни села. Он подробно описывает богатую усадьбу священников, большой сад, надворные постройки с большим количеством скота, за которыми ухаживали слуги, а также как закрывали церковь Покрова в селе. Народ просил прибывший отряд не трогать храм, но просьбы и слёзы не были услышаны и под вопли и причитания прихожан колокола были сброшены на землю. Большой колокол, весом 104 пуда,  при падении треснул. Его кувалдами разбили  на куски и вместе с остальными отвезли в Кулебаки. Один был оставлен в качестве пожарного колокола. Павел Васильевич вспоминает горячий чай с белым хлебом, который давали в большую перемену, и революционные праздники, где отмечали лучших учащихся грамотами, подарками с кульками гостинцев. Награждали даже одеждой, обувью, отрезами материалов. Каждый день перед уроками дети выстраивались в линейку и под гармошку делали зарядку.

              1938 год принёс селу невосполнимую утрату. Из-за пожара сгорела деревянная церковь и недавно построенные в кирпичном здании клуб и школа. В наличии остались только три класса старой уваровской школы. До 1952 года школа будет работать в исключительно тяжёлых условиях. В годы первой послевоенной пятилетки вопрос о строительстве новой школы в селе будет главным вопросом органов народного образования. Был разработан типовой проект здания семилетней школы. Только к концу 1952 года ученики вторую четверть начали в новом здании. Педколлектив пополнился новым составом, возвратились с войны и бывшие учителя. Благородный труд наших педагогов не раз отмечался высокими государственными наградами: орденом Ленина, орденом Знака Почёта, медалью «За доблестный труд».

                Натальинская школа имела много преимуществ перед другими: самая лучшая материальная база, лучшие кадры учителей, железная дорога, проходящая около села. И когда возник вопрос об образовании средней школы в Кулебакском районе, предпочтение сразу было отдано Натальину. Так начинается ещё один новый этап в жизни села и образования. Новый статус школы определял её новые ориентиры, объём и масштабы предстоящей работы. Потребовалось увеличение материальной базы, так как здание школы хотя  и было новым, но построено  по проекту семилетней. Это было главной заботой директора. Был намечен перечень неотложных дел по созданию материальной базы обучения в 1954-2000гг.

1.     1954 г. - оборудование в старом здании школы интерната

2.     1955 г. - строительство спортзала

3.     1956 г. – подключение к электросети села

4.     1958 г. -  создание кабинетов физики, химии, биологии

5.     1958-62 г. – создание базы трудового обучения

6.     1962-66 г. – строительство пристроя на две классные комнаты и мастерской

7.     1970г. – радиофикация школы, строительство гаража и тира

8.     1975-80 г. – строительство котельной и переход на угольное отопление

9.     1982 г. – создание спортгородка

 

Всё это стоило огромных затрат, поэтому многие объекты превращались в долгострои. В конце  50-х годов был поставлен вопрос о строительстве типового здания средней школы. Но желаемое не  стало явью по двум причинам:

1.     Возникшая во времена Хрущёва Арзамасская область с новым административным делением вновь возвращалась в Горьковскую, а Натальино в административное подчинение Навашинского района. Сменилась власть, забыли и планы.

2.     В эти же хрущёвские времена при определении генеральных планов населённых пунктов кому-то пришла в голову бредовая мысль зачислить Натальино в разряд «неперспективных».

Это стало тормозом всякого развития села. С громадным трудом добивались строительства хлебозавода, почты, здания администрации, детского сада, медпункта. Школьное строительство было исключено из районных планов. Школе выделялись мизерные деньги по «остаточному» принципу. Но школа жила. И в этом заслуга не только учителей. Нормальный учебный процесс обеспечивали техслужащие и завхоз.  Казалось бы, что сложного в создании в школе тепла и света? Оказывается, в 50-е годы это было хлопотливым и опасным в пожарном отношении делом. В школе в те годы было шесть техничек и один завхоз, из которых две единицы  - сторожа-истопники. В отопительный сезон (с ноября по март) сторожа топили по 7-8 печей каждый. Топки печей проходили в 3-4 часа утра. Печи в морозные зимние дни не обеспечивали классные комнаты и коридоры теплом, бывали и срывы занятий. Только в 1982 году задымит труба котельной.

                       В селе не было электричества, поэтому вопрос искусственного освещения оставался таким же сложным и опасным, как и отопление Занятия шли в две смены. В школе – восемь классных комнат, коридоры, лестницы, служебные помещения. На всё это по минимуму нужно было 35-40 керосиновых ламп. Их готовили те же технички  и постоянно вели за ними наблюдение. В 1954 году ОБЛОНО выделило электроагрегат от кинопередвижки. Благодаря этому второй этаж стал освещаться не лампами. В 1956 году село было электрофицировано, но мощности от единственного трансформатора не хватало. Только к 80-м годам она была решена.

            В школе к этому времени сформировались общественные организации учителей и учащихся: парторганизация, профсоюз, комсомол и пионерская дружина. Была проведена реконструкция пришкольного участка, который занимал 2 гектара. Здесь в 1952 году был заложен сад из плодовых деревьев на площади 0,15 га. Остальная земля использовалась под посадку овощей и картофеля. Вручную, своими силами вкопали водоём для полива участка, а рядом с ним посадили смородину. Вся территория школьного городка была обсажена берёзами, тополями, клёнами…..Рядом с участком организовали метеостанцию со всеми необходимыми приборами.

            Пришкольный участок решал не только учебные цели. Всё выращенное реализовывалось как товарная продукция. Вырученные деньги шли на развитие базы участка, а также на проведение праздника труда, к которому очень готовились и которого все ждали. В спортзале школы накрывали праздничный стол каждому классу из продуктов участка. В торжественной обстановке объявлялись результаты работы и награждались особенно отличившиеся. Торжественная часть заканчивалась чаепитием, играми и танцами.

            Учащиеся, живя активной жизнью в стенах школы, выполняли много общественного труда за школьной территорией: вели заготовку золы, металлолома. Особенно продолжительной была работа на уборке картофеля.

             Важную роль в формировании ученического коллектива сыграла спортивная жизнь школы, которую организовала выпускница Горьковского техникума физкультуры Масанова В.А. Учащиеся всех классов были вовлечены в занятия лёгкой атлетикой, лыжами, хоккеем, баскетболом. До позднего вечера светились окна спортзала. Да и школа часто была открыта по вечерам. Шли внеклассные мероприятия: спектакли, огоньки, КВНы и многое другое. В этом была заслуга организаторов внеклассной работы. Именно их стараниями дети из села ездили на экскурсии по разным городам, побывали в  Минске, Киеве, Волгограде…

            Каковы же итоги более чем полувековой работы средней школы? С аттестатом о среднем образовании выпущено более полторы тысячи человек. В каждом классе одна треть учащихся заканчивали школу без троек. Более 20 человек получили серебряные или золотые медали. Большинство учеников поступают в высшие учебные заведения разных городов.

             Идут годы, но также светятся по вечерам окна кабинетов. И из года в год, в первую субботу февраля, школа ждёт своих воспитанников, которые приезжают сюда из дальних и ближних уголков нашей страны. Они знают, что в этот зимний вечер школа проводит Вечер встречи. И звучат любимые песни, слова признательности и благодарности своим наставникам, читаются сложенные выпускниками стихи…

Добру нас и свету учили

Русско-советские учителя,

Чтобы Родине честно служили

И чтоб жизнь не прошла за зря.

Магницкого помним все годы,

Как Софья читала стихи,

Андреич водил в походы,

Телегин стыдил за грехи.

Сегодня в стране другие порядки,

Пал наш родной Союз,

Но – проверяет учитель тетрадки,

Значит, жива ещё матушка-Русь…..

И пока ученики будут приходить в свою родную школу, она и впредь будет отдавать детям «разумное», «доброе», «вечное»! Это её благородная цель и обязанность!

 

История школы в истории страны

 

         

              

 

 

         

              

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения